Меню KDT

Блог руководителя

введите текст

Образованная страна

BILIM land

block2_eop.png?_=1495529263
<

ВЫБОР 2014

введите текст

Рефлексивный отчет о внедрении изменений в преподавание и обучение


Рефлексивный отчет о внедрении изменений в преподавание и обучение учителя информатики и математики Евсеевой Дарьи Михайловны


«Человек – есть не то, что он есть,
а то, чем он может стать»
Ресурс развития человека заложен в нем самом.
К.  Роджерс
 
   Современный учитель тщательно и постоянно должен обдумывать стратегии, методы и приемы развития,  изменения и усовершенствования своей практики. На уроке учителю необходимо создавать образовательную среду, благодаря которой ученики будут активно участвовать в учебном процессе. Компетентный учитель должен обладать профессиональными ценностями и умениями: профессиональной гибкостью, инициативностью, ответственностью, восприимчивостью к новому, способностью к самообразованию, владеть ИКТ. Я считаю себя компетентным учителем и считаю что педагогическая практика в школе является важным компонентом процесса профессиональной подготовки учителя, которая позволит мне внедрить изученную Программу и скорректировать свою профессиональную позицию.
   Пройдя первый этап программы «Лицом к лицу» я поняла, что у учеников нужно формировать навыки обучения тому, как обучаться, развивать метакогнитивные навыки, функциональную грамотность,  для того чтобы в будущем ученики становились конкурентоспособными, независимыми, самомотивированными, уверенными в себе и в достижениях своих целей, ответственными личностями с развитием критического мышления, лидерами и конечно становились  компетентными в информационно-коммуникационных технологиях.
   Из серии запланированных 4-х последовательных уроков по алгебре в 7 классе, я выбрала третий урок на тему «Повторение темы «Степень с натуральным и целым показателями»». Тип данного урока: урок повторения, целью обучения с позиции ученика является повторить решение задач, используя свойства степеней. На уроке я буду использовать три формы работы: индивидуальная, работа в группах и работа в парах. В процесс обучения на уроке будут включены все учащиеся, т.е. происходит инклюзивное обучения. При конструировании урока я полагалась на теорию Шульмана «три помощника учителя»:
  • голова (профессиональное понимание) – наличие методологических знаний о преподавании и обучении, о личности ученика;
  • рука (практические навыки преподавания) – наличие технических и практических навыков и владение способами работы;
  • сердце (профессионально-нравственная ценность) – придерживание этических и моральных ценностей профессии [1; 106-107].
   В третий  запланированный урок из серии последовательных уроков будут внедряться 7 модулей Программы курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан «Эффективное обучение». Все эти модули в ходе обучения на уроке взаимосвязаны, как и применяемые на уроке стратегии и методы.
   Качественное преподавание становится возможным при создании определенных условий для успешного усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Для этого, на первой фазе урока – фазе вызова, я создам коллаборативную среду, проведу психологический настрой на урок с помощью тренинга «Подари улыбку»: Ученики становятся в круг, берутся за руки, каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Данный тренинг поможет создать атмосферу единства, повысить позитивный настрой, развить умения выражать свое эмоциональное состояние.
   Работа учеников на уроке направлена на саморегуляцию. Раскрывая модуль программы «Новые подходы в преподавании и обучении», я планирую его использовать на протяжении всего урока. Используя активные методы обучения и преподавания - создам  коллаборативную среду, проведу позитивный настрой на урок с помощью тренинга «Подари улыбку», разделю учеников на группы по карточкам (степени с целыми и натуральными показателями), участники группы выберут спикера, буду использовать приемы «Карта ума» и «Найди ошибку», диалогическое обучение, стратегию «Ромашка Блума», рефлексия «Лестница успеха», формативное оценивание «Хлопки» и «Верно-неверно». Работу в группах я планирую использовать при повторении ранее изученного материала, задание для первой группы: сделать постер, раскрывая свойства степени с натуральным показателем, задание для второй группы: сделать постер,  свойства степени с целым показателем. Перед выполнением задания группы совместно с учителем обговаривают критерии защиты постеров. На защиту постеров, спикерам каждой группы отводится будет отводиться по 2 минуты. Ученики участвуют в обсуждениях, могут задавать вопросы «низкого» и «высокого» порядка, оценивать себя и своих одноклассников. При работе в группах у учащихся развиваются метакогнитивные навыки, при общении и наблюдении развиваются межличностные навыки, умения самовыражаться и поддерживать одноклассников. Для успешного закрепления повторенного материала я буду использовать работу в парах, ученики разделятся на пары по цветам карточек и будут выполнять задания по учебнику, осуществляя взаимопроверку. При работе в парах участники имеют возможность общаться со сверстниками, излагать и отстаивать свое собственное мнение, оказывать взаимопомощь и взаимопроверку.
   Мерсер и Литлтон (2007) подчеркнули, что диалог занимает центральное место на уроке [1; 138]. Совместная беседа учащихся на уроке позволяет им выражать свои мысли и идеи, аргументировать свои высказывания. Модель Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения учеников в диалог [1; 139]. Использование диалогического подхода обеспечивает вовлеченность учеников в деятельность и способствует более глубокому их пониманию. При выборе стратегии «Ромашка Блума» я буду использовать все виды вопросов. Например,  простые вопросы - Как правильно читается запись с2 ≈ 4,2? Какая тема урока будет сегодня? Что такое степень, основание и показатель степени? уточняющие вопросы - Правильно ли я понимаю, что сформулировав тему урока нужно поставить цель урока? объясняющие вопросы - Почему мы поставили цель урока: повторить решение задач, используя свойства степеней? практические вопросы - Где можно использовать степени? творческие вопросы - Что  было бы, если бы мы не знали свойства степени?  После того как я задам вопрос ученикам, на некоторые вопросы увеличу время на размышление для ответа с 3 до 7 секунд. Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что увеличение времени ожидания приводит наибольшему эффекту обучения.
   При развитии памяти у учеников информация вносится в сознание посредством краткосрочной (рабочей) памяти. Аткинсон и Шифрин (1968) дали понятие краткосрочной хранении информации, а затем Баддели и Хитч (1974) она названа рабочей памятью [1; 157].  Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» я учитываю на всем протяжении урока. Планируя  урок в 7 классе - это группа детей 13 – 14 лет, я учитывала возрастную особенность детей. Дети данного возраста имеют чёткую позицию; собственный познавательный мотив; чувство взрослости; имеют новую личную позицию по отношении к учёбе, к школе и к педагогам; ярко выражено стремление к самостоятельности; способны критически мыслить; склонны к рефлексии.  В качестве домашнего задания для детей я даю дифференцированные (разноуровневые) задания.
   Стратегии для развития саморегуляции с учетом возрастных особенностей я выбрала на развитие метакогнитивных навыков и интеллектуальных способностей. Метапознание, Флейвелл, определяет как знание, понимание и регулирование когнитивных процессов. [1, 134] Опираясь на исследование Флейвелла,  модуль Программы «Обучение критическому мышлению» будет отражаться в применяемых стратегий в протяжении всего урока: прием «Карта ума», прием «Найди ошибку», при диалогическом обучении, работе в группах и парах, рефлексии «Лестница успеха», при ФО и СО. Развитие критического мышления предполагает готовность к принятию во внимание альтернативных решений, внедрений новых способов мышления. Когнитивная саморегуляция (метапознание, Flavell, 1976) проявляется в том, что ученики знают о своих способностях, могут говорить о запланированных действиях, могут говорить о том, как они решили задания, какую стратегию они выбрали, чему они научились, могут делать осознанный выбор, задавать вопросы и предлагать ответы. Мотивационная саморегуляция проявляется в том, что ученики находят собственные ресурсы без помощи взрослых, разрабатывают собственные способы решения задач, предлагают новые действия, планируют собственные цели и задачи. Социальная саморегуляция – ученики участвуют в совместной деятельности, помогают и поддерживают другу друга. Эмоциональная – ученики решают новые задачи уверено, контролируют внимание, способны устоять перед проблемой.
    Одаренные дети способны дивергентно мыслить, т.е. могут найти множество новых, креативных и  высококачественных решений при решении проблемы. Разграничение между конвергентным и дивергентным мышлением рассмотрел Гилфорд (1956) [1; 162]. При составлении заданий для талантливых и одаренных детей я придерживалась следующих критериев: память и знания детей, использование информации, скорость мышления, решение проблем и интерес к сложности. Модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников» отражен на этапе проверке домашнего задания, где талантливые и одаренные ученики защищают выполненную дома «Карту ума» по предыдущей теме. Для домашнего задания детям предлагаю задания уровня (А) – ученикам с хорошей успеваемостью.
Я, как компетентный учитель в ИКТ, модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении» представлю в презентации к уроку на тему ««Повторение темы «Степень с натуральным и целым показателями»» и использовании видео на физкультминутке, в результате которого ученики в танце  снимают физическое напряжение, получают позитивный настрой на дальнейшую работу. Когда ученики счастливы и довольны они показывают высокий результат в обучении.
    Александер (2001) говорил, что за формой оценивания значатся понятия о развитии, обучении и мотивации ученика [1; 150]. Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» на моем уроке отражает в формативном и суммативном оценивании. При формативном оценивании для взаимооценивая и самооценивания я применю следующие формы: наблюдение, похвала учителя, саморегуляция учащихся, «Взаимопроверка», «Хлопки», «Верно-неверно», «Лестница успеха», «Оценочный лист» для самооценивания. ФО «Верно-неверно» буду использовать при защите постеров. Группы, посмотрев выступления спикеров  участвуют в обсуждениях, постановке вопросов «низкого» и «высокого» порядка, оценивают  себя и своих одноклассников. Для правильного и справедливого взаимооценивания и самооценивания совместно с учениками обсудим критерии оценивания заданий. ФО «Хлопки» будет применен после физкультминутки и защите постеров. Я выступаю на уроке в качестве учителя – челленджера, т.е. направляю, организовываю и оцениваю деятельность каждого ученика.  Суммативное оценивание проведу на последнем этапе, после рефлексии «Лестница успеха», ученики сдадут «Оценочный лист» для самооценивания, я выставлю отметки за урок с комментированием. Важно помнить, что оценивается не ученик, а его работа. При оценивании работы, акцент делается на ее положительные стороны, а не недостатки.
    Лидеры видят путь, связи, суть и других. Я, применяя модуль «Управление и лидерство в обучении», отражаю его в раскрытии у учащихся лидерских качеств при работе в группе, ученики наблюдают, исследуют и запоминают, применяют на практике. Внедряя в свою практику новые стратегии - я совершенствуясь, движусь нравственными целями, проявляю в себе лидерские качества.
    Данный урок, в который я внедрю 7 модулей, построен на конструктивистском преподавании: ученики играют важную роль в обучении, активно конструируют знания во взаимодействии с одноклассниками, им предоставляется возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, обсуждать, аргументировать, делать выводы, ученики имеют осознанное желание самостоятельно понимать данный урок, у учеников повышается функциональная грамотность, в целом развивается собственное понимание предмета «Алгебра».
 
     Литература:
  1. Руководство для учителя, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.

Посмотреть новость на сайте учреждения

Вернуться к списку новостей

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь